Самодисциплина

Начну цикл небольших заметок, которые могут помочь осознать что же происходит с водителем, автомобилем, другими участниками движения на дороге.

Итак первая заметка затронет психологию водителя.


Согласно результатам, полученным в исследованиях французских психологов , в условиях, когда поблизости нет представителя автоинспекции и отсутствуют транспортные помехи, строго подчиняются красному сигналу светофора, а также знаку «Stop» около 14% водителей; 61% медленно проезжают под этими сигналами; 21% лишь слегка замедляют движение. Остальные 4% вообще не реагируют на указанные сигналы. Согласно этому же исследованию 98% опрошенных водителей считают, что неотвратимость и неотсроченность административного наказания за нарушение того или иного правила (если бы такой контроль удалось обеспечить) привели бы к почти полной ликвидации недисциплинированности на дорогах. Следовательно, водители полностью разделяют мнение о том, что «боязнь наказания есть начало мудрости».

Обеспечить на каждом перекрестке круглосуточное дежурство инспектора невозможно. К тому же грубые нарушения Правил, вызывающие серьезные аварии, допускаются не только на перекрестках. Нужно воспитывать у водителей самодисциплину. Чтобы собственная совесть была для них главным недремлющим инспектором. Но каким же образом решать эту воспитательную задачу? Пропагандой, разъяснением? И пропагандой тоже. Знакомство с этой книгой также сыграет в этом отношении определенную положительную роль. Вместе с тем следует усиливать инспекторский контроль на дорогах.
Чего не хватает недисциплинированному водителю для преодоления соблазна, толкающего к нарушению того или иного правила? Соответствующей внутренней преграды — воли. А что такое волевые усилия с точки зрения их внутреннего механизма? «Это повышенные затраты энергии человека на психическое управление своей деятель-ностью. Типичная ситуация, в которой возникает цотребность в волевых условиях, складывается тогда, когда у человека актуализируются нецелесообразные автоматизмы» . Психическая энергия нужна недисциплинированному водителю не только для противодействия соблазну, возникшему в той или иной ситуации — она требуется и для преодоления, разрушения сложившихся у него «нецелесообразных автоматизмов», т.е. дурных привычек. А если точнее — привычки во всем руководствоваться только одним принципом — «принципом собственного удовольствия».
Если такой энергии на первых порах не хватает, дефицит нужно восполнить с помощью внешних импульсов. Такие импульсы и создает контроль со стороны ГАИ. Любой недисциплинированный водитель согласится, что при виде инспектора ГАИ соблюдение правил не требует от него значительных волевых усилий. После каждого такого случая в душе остается благотворный след — приятно осознавать себя порядочным, дисциплинированным человеком. Иногда даже возникает желание испытывать это чувство и в дальнейшем. А между тем у перекрестка — опять дежурный инспектор ГАИ. Появляется мысль, что это не так уж и трудно — обуздывать свои анархические желания. И постепенно начинают вырабатываться новые целесообразные автоматизмы. И когда водитель в очередной раз оказывается перед красным сигналом светофора на совершенно пустынном перекрестке (который раньше проехал бы с ходу, не снижая скорости и не испытывая при этом ни малейших сомнений), он, к своему удивлению, так же механически без раздумий и колебаний останавливает машину. Теперь чтобы поступить иначе, ему потребовалось бы определенное усилие. Следовательно, в усилении инспекторского надзора на дорогах есть большой психологический смысл.
Опубликовано понедельник, сентября 28, 2009 Автор Road Madness | 0 Comments »